Карданный, он же приводной вал является единственным узлом в машине, который может передать требуемое усилие вращающего момента между приводным механизмом и приводом. Устройство отличается функциональной стабильностью, что связано с некоторыми конструктивными особенностями. Особое место в механизме занимает крестовина, которая представляет собой крестообразный шарнир для обеспечения соосности элементов.
Что такое крестовина карданной передачи
Этот элемент является одним из основных в КП, так как от него напрямую зависит ресурс карданной передачи. Встречается деталь такого типа в любом автомобиле. Ее основным назначением является устранение сопротивления кардана, а также передача требуемого вращающего момента на колеса.
Как мы уже отметили, такой элемент представляет собой крестообразный шарнир, в конструкции которого используются две вилки. По сути именно они и объединяются самой крестовиной: их концы подсоединены к 4-м шипам элемента. Одна из вилок имеет крепкое закрепление прямо к трубе карданного вала. Перемещение механизма исполняется за счет игольчатых подшипников, которые установлены на шипы.
Подшипники помещаются в специальные отверстия, которые имеются в вилках. Фиксацию деталей выполняют стопорные кольца. Размеры таких компонентов зависят от разрешенного аксиального зазора. Часто толщину меняют для гашения возникающей вибрации или люфта.
Устройство крестовины карданного вала предполагает наличие ряда обязательных компонентов:
Именно от качества и состояния крестовины во многом зависит срок службы не только вала, но и всей автомобильной трансмиссии. Деталь гарантирует подвижное совмещение валов, то есть с изменением угла в зависимости от условий эксплуатации. Это позволяет качественно устранять динамическую деформацию карданной передачи и передавать необходимое усилие. Крестовина наиболее подвержена нагрузкам на грузовых машинах, так как испытывает непрерывное давление из-за перевозки больших грузов.
Различают разные виды крестовин карданных валов с учетом величины подшипников. Это устройства:
Кроме этого, устройства классифицируются по месту расположения, качеству исполнения и типу крепления.
Как, правило, элемент подбирается по размерам, с учетом типа устройства, в котором будет эксплуатироваться. Учитывается и тип используемой передачи, а также ряд других параметров.
У детали достаточно длительный срок эксплуатации. Связано это с прочной и продуманной конструкцией, а также использованием надежных материалов при производстве. Для изготовления корпуса применяется высоколегированная сталь, которая защищает деталь от деформации и разрушения.
Конечно, в ряде случаев возможны преждевременные поломки элемента, однако замена крестовины происходит достаточно быстро и не требует сложных технических работ.